04.06.2021
Поделиться: 0
  • Vkontakte
  • Telegram
70277

Познавательные игры для детей

'Современные школьники и дошкольники ежедневно сталкиваются со значительно большими объемами информации, чем их родители в детстве, а потому усваивать и закреплять новые знания им бывает нелегко. Малыши быстро устают от непрерывного информационного потока, из-за чего перестают проявлять познавательный интерес – один из важнейших видов интеллектуальной деятельности. Поговорим о роли, которую он играет и подберем познавательные игры для детей, чтобы пробудить у них желание узнавать новое.

познавательный интерес у детей

Познавательная деятельность

'Потребность постоянно увеличивать объем своих знаний, открывать для себя все больше ранее неизвестных понятий – это и является интересом к познанию. Проявляется он с самых ранних лет, когда младенец изучает лица родителей, различные предметы и обстановку вокруг себя. В детстве человек наиболее активно впитывает информацию, так как все неизведанное кажется ему удивительным и интересным. Но ближе к школьному возрасту ситуация постепенно меняется – родители и педагоги отмечают, что у ребят снижается, а то и вовсе пропадает интерес к новым знаниям. 

'Связано это с изменением подачи информации и повышением ее сложности. Если в раннем детстве малыши узнавали действительно интересные факты о мире вокруг, то теперь им нужно изучать менее увлекательные области знаний – чтение, счет, а также различные науки. Также и сам формат обучения становится все более рутинным – легкие упражнения постепенно вытесняются многократным повторением и знакомой всем «зубрежкой». В итоге отсутствие интереса к занятиям неблагоприятно отражается на результатах образовательного процесса.

'Чтобы исправить ситуацию, нужно уделять повышенное внимание познавательному развитию ребенка, выбирая для этого подходящие методы. Одним из самых распространенных приемов является внедрение игровых элементов в учебный процесс. В чем же преимущества такого подхода?

польза познавательных игр для детей

Роль игры в развитии ребенка

'Когда малыш играет, родители думают, что он так развлекается, и отчасти это действительно так. Игровая деятельность сама по себе является интересным процессом, который не переутомляет психику, не дает заскучать. Но ошибочно считать развлечение единственной полезной функцией такого досуга – также он является отличным инструментом для воспитания детей и развития их интеллекта.

' Воспитательная сторона игрового подхода заключается в том, что через него можно объяснить даже сложные понятия доступным для малыша языком. Поиграв с ним, родители могут привить ему определенные нормы поведения или объяснить причинно-следственные связи между поступками и их последствиями.

'Наряду с воспитательными, игровая деятельность имеет еще и развивающие функции. Любой образовательный процесс будет даваться легче, если он ведется в форме игры. В отличие от привычных уроков, такой формат не вызывает волнения и тревоги, так как ученики не боятся совершать ошибки, смело дают ответы на задаваемые вопросы. Это положительно влияет на результативность обучения и скорость развития навыков малышей. Игровые занятия вызывают у них энтузиазм, приковывают внимание, повышают вовлеченность и интерес. 

'Однако, чтобы данный метод работал, нужно выбирать задания с учетом возраста дошкольников и школьников. Рассмотрим такие упражнения более подробно.

игры для детей дошкольного возраста

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

'Период с младенчества и до поступления в школу считается чуть ли не самым важным с точки зрения формирования интеллекта. Именно в раннем детстве малышу прививаются те знания и навыки, которые будут необходимы ему в дальнейшей жизни. Для этого можно использовать игровые задания, способствующие познавательному развитию детей в дошкольном возрасте. Отдавать предпочтение лучше тем из них, которые:

  • учат различать цвета и формы предметов. Играть и заниматься можно с помощью кубиков, конструкторов, несложных головоломок, в которых нужно сопоставить предмет с его формой.
  • прививают знания о животных, растениях, транспорте, профессиях и так далее. Важно с детства развивать кругозор, и для этого можно использовать загадки. Они воспринимаются не как сложные упражнения, а скорее как развлечение, а потому отлично подходят для развития дошкольников.
  • обучают цифрам и счету, буквам и основам чтения, учат ориентироваться в пространстве и времени. Заниматься можно с использованием любых игрушек. Задача родителей – придумывать задания и задачи во время того, как они играют с малышом. Например, можно предложить ему повернуть направо или налево, если он играет в машинки, или спросить сколько продуктов «купила» кукла в магазине. 

познавательные игры для школьников

Развивающие игры для школьников

'В отличие от дошкольников, ребята школьного возраста уже обладают базовыми знаниями и навыками, а потому занятия с ними должны быть направлены на более углубленное развитие их способностей. Для этого можно использовать познавательные игры для детей, которые подобраны с учетом их возраста.

'Так, например, младшим школьникам отлично подойдут игры на развитие кругозора, в которых используются карточки с картинками. На них могут быть изображены природные явления, представители флоры и фауны, различные достопримечательности, техника и так далее. Задача ребенка – объяснить родителям, что изображено на картинке, не называя название этого объекта. В процессе такого досуга школьник будет расширять свой кругозор, узнавать новую информацию и развивать умение формулировать и доносить до собеседника свои мысли.

'Подобное упражнение может понравиться и ученикам средних классов, но чаще оно кажется им слишком легким. Поэтому можно предложить им поиграть вместе со взрослыми в интеллектуальные викторины. Задания могут быть самыми разными: посчитать в уме сумму двух случайно выбранных многозначных чисел, назвать имя исторической личности, изображенной на портрете, угадать слово по его определению. Чем разнообразнее будут вопросы, тем интереснее играть.

'Родителям нужно помнить, что основная их задача – постараться увлечь школьника, привить ему тягу к знаниям. Если окажется, что он не проявил интереса к тому или иному виду упражнений, то лучше подобрать задания из другой области. Стоит учитывать увлечения школьника, его возраст и предпочтения, чтобы вместе с ним найти наиболее увлекательные и полезные варианты обучения. Тогда он будет заниматься и расширять свои познания с большей самоотдачей.